Всё о фасадах из массива.
Несмотря на высокую стоимость, кухонные фасады из массива дерева пользуются постоянным спросом. Ведь помимо того, что фасады из натурального дерева выглядят благородно и респектабельно, они вносят в интерьер кухни атмосферу уюта и тепла. Деревянные кухни, как классика жанра, вне зависимости от тенденций переменчивой моды будут актуальны всегда.
кухни из массива
Конструкция фасадов.
Многие люди желают приобрести кухню с фасадами из натурального дерева. Но перед тем, как выбрать фасады из массива, стоит определить, что деревянные фасады могут быть изготовлены из массива дерева, а могут быть облицованы шпоном.
Массив дерева может быть цельный или наборный (сращенный) – это довольно толстые бруски от 2 см, которые соединяют между собой определёнными способами, чтоб получить деревянное изделие, например, фасад или столешницу.
Шпон – это тонкая пластина натуральной древесины (0,3 – 10мм), снятая с массива методом строгания, спиливания, слущивания или скалывания. В итоге шпон полностью сохраняет уникальную фактуру дерева. Шпоном обычно покрывают недорогие материалы, такие как ДСП или МДФ. На готовом фасаде практически невозможно различить дерево это или шпон из-за отсутствия необработанных торцов, где можно просмотреть структуру материала. А по цене фасады облицованные шпоном заметно уступают фасадам, полностью изготовленным из массива дерева.
массив дерева и шпон
Выделяют два варианта конструкции кухонных деревянных фасадов: щитовые (цельные) фасады и рамочно-филенчатые, собранные из нескольких отдельных элементов.
Филенчатый фасад из массива дерева состоит из деревянной рамки – обвязки и филенки, внутреннего заполнения рамки. Отличаются рамка от вставки толщиной, обвязка обычно имеет толщину 18мм, а филенка не больше 10мм. Рамка в таких фасадах всегда изготавливается из массива дерева, а филенка чаще всего представляет собой облицованную шпоном плиту МДФ либо ДСП. Изготовление филенки из массива встречается очень редко, так как это приводит к удорожанию фасада и делает его более тяжёлым.
Цельный фасад из массива дерева также встречается крайне редко. Изготавливается он из цельной деревянной доски, либо путём склеивания между собой деревянных планок. На такой фасад можно нанести фрезеровку, так называемую «ложную филенку». Помимо того, что подобные фасады очень дорогие, они ещё и очень прихотливы в уходе и эксплуатации.
филенчатые и цельные фасады
Древесина для фасадов.
Для производства кухонных фасадов из массива дерева используют более 40 пород деревьев, как хвойных, так и лиственных, среди которых различают мягкую и твёрдую древесину.
Мягкие сорта древесины нуждаются в более деликатном обращении, к ним относятся: ель, сосна, кедр, вишня, берёза, каштан, тополь. В производстве кухонных фасадов всё же чаще применяют породы с твёрдой древесиной, так как они более стойки к повышенной влажности и перепадам температур. Деревья с твёрдой древесиной для фасадов: бук, дуб, ясень, клён, берёза, яблоня, орех, акация, а также экзотические породы венге, зебрано, мербау, махагони, эбен.
древесина для кухонных фасадов
Технология изготовления фасадов из массива.
Изготовление фасадов из массива дерева довольно сложный процесс и требует некоторого времени. На первой стадии заготовки для будущих мебельных щитов, из которых будут изготавливать фасады, подвергаются сушке в специальной камере. При этом достигается оптимальная влажность древесины 7 — 10%. Затем из подготовленного материала по своей технологии изготавливают мебельный щит, удаляя бракованные участки, такие как сучки или трещины. Мебельные щиты пропитывают специальными антисептическими составами. Из готового мебельного щита нарезают заготовки для филёнок и обвязки, другими словами рамки. Затем их профилируют, фрезеруют и уже готовые элементы собирают. В пазы внутреннего периметра рамки вставляют филенку, решётку, стекло или витраж и скрепляют между собой. Для придания шелковистости и абсолютной гладкости поверхность конструкции шлифуется, а затем наносится лакокрасочное покрытие.
На кухнях в классическом стиле отлично будут смотреться фасады из массива, украшенные фрезеровками, резьбой, позолотой, патиной.
кухни из массива в классическом стиле
Деревянные фасады в стиле прованс, кантри, лофт или скандинавском стиле окрашивают непрозрачной матовой эмалью. Также древесину фасадов можно брашировать — искусственно состарить.
деревянные фасады покрытые матовой эмалью
Фасады из дерева на кухнях в современном стиле, как правило, лишены различных декоративных элементов, украшением здесь служит уникальность древесного рисунка, покрытого прозрачным лаком.
фасады из дерева на кухнях в современном стиле
Преимущества фасадов из массива.
Главным преимуществом фасадов из массива дерева является, конечно, их внешний вид, а также возможность украсить кухню, чаще в классическом стиле, различными декоративными элементами, такими как пилястры, балюстрады, карнизы. Материал экологически чист и безопасен. При правильном уходе деревянные фасады прослужат очень долго. В местах крепежа фасады проявляют высокую надёжность и выносливость.
Виды мебельных филенчатых фасадов
Обрамление для филенок может изготавливаться из различных материалов:
- ДСП;
- МДФ;
- натурального дерева;
- алюминия.
<
>
Рамки из ДСП пользуются популярностью благодаря своей низкой стоимости. В остальном они не так идеальны — не могут похвастаться долговечностью, впитывают влагу и запахи.
Конструкции из МДФ являются лучшим сочетанием доступной стоимости и высокого качества. Обрамление из МДФ экологически чистое, безопасное и устойчиво к негативным внешним факторам.
Рамочный мебельный фасад из натурального дерева стоит дороже, но пользуется широкой популярностью благодаря возможности придать мебели благородный вид. Как правило, в качестве филенки в таких изделиях используют МДФ, покрытый шпоном — тонким слоем древесины. Внешне и на ощупь такие панели не отличить от цельных фасадов из древесного массива.
Рамки из алюминия отличаются повышенной износостойкостью, гигиеничностью и прочностью. Кроме того, они прекрасно подходят для современных интерьеров.
Изготовление филенчатых фасадов
Выполнять фасады начинаем с вертикальных элементов обвязки. Отрезаем их в размер по чертежу.
Для филенки склеиваем щит из куска доски без сучков. В нашем случае использовался обрезок хорошо высушенной доски толщиной 50 мм. Прогоняем через рейсмус.
На фуганке одну продольную грань делаем перпендикулярной.
Нарезаем ламели (делянки) для склейки щита. Ширина реза 20 мм.
Карандашная метка помогает в будущем сориентировать делянки попарно так, чтобы волокна на поперечном срезе шли в противоположных направлениях — такой щит при перепадах влажности будет стабильнее.
Перед склейкой ламели подгоняем плотно друг к другу фуговкой с толщиной строгания не более 0,1–0,2 мм.
Лишний клей удаляем влажной тряпкой, щит выравниваем с обеих сторон рейсмусованием. Итоговую толщину доводим до 15–16 мм.
Для сборки фасада применяем фрезы «рамочная обвязка» и «фигирейная» (филенчатая).
Выставляем упор по подшипнику.
Фрезеруем внутренние продольные грани будущих дверок.
Кладем их на шкафчик, обеспечивая будущий зазор между дверками 3–4 мм. Замеряем длину поперечин обвязки по внутренним граням пазов.
Отрезаем поперечины в размер.
Не меняя положения фрезы и линейки, фрезеруем.
Собираем в порядке контрпрофиль — плоская часть фрезы, подшипник, дистанционная шайба, фигурная часть, гайка.
Вновь выставляем упор по подшипнику.
Фрезеруем торцы поперечин обвязки. Подачу выполняем обрезком древесины.
Подчищаем заготовки острым ножом.
Собираем фасады без клея для примерки.
Наличие неплотностей в соединениях говорит о недостаточно тонкой настройке фрезы. Во избежание этого нужно более точно подбирать толщину дистанционной шайбы индивидуально для каждого экземпляра фрезы.
Замеряем размер будущей филенки по внутренним граням пазов обвязки.
Отнимаем по 2 мм с каждой стороны. Обрезаем щиты филенок в полученный размер.
Устанавливаем фигирейную фрезу.
Съем материала выполняем поэтапно, за 6–8 проходов.
Криволинейные участки удобнее шлифовать до сборки.
Зазор в 2 мм по периметру филенки нужен для компенсации изменения её размеров при перепадах влажности. Чтобы филенка не болталась, в пазы вкладываем кусочки вспененного полиэтилена.
Сборку фасадов выполняем на клей, промазывая как шип, так и паз.
На филенку клей не наносим.
Стягиваем фасад струбцинами, контролируя угольником углы.
После высыхания клея торцы шлифуем.
Калевочной фрезой среднего размера снимаем фаску со стороны лицевой части фасада. Во избежание подпалин снижаем обороты фрезера.
Оформление стиля филенчатых фасадов
Фасады физ филенок применяются еще со средних веков и не утрачивают прежней популяризации.
Дизайнеры в наше время ориентируются на опыт многовековых устоев и предлагают панели, пригодные для разнообразных стилевых решений:
- готика (пик популяризации с XI — XII по XV—XVI столетия) — для мебели в этом экстравагантном дизайне свойственны заостренные кверху арки, разноцветные витражи из стекла, резьба по дереву и необычные кованые детали;
- барроко — роскошный стиль, привезенный в Россию Петром I. Для него свойственно богатое украшение фасадов лепниной и резьбой. Приветствуется применение филенок оригинальных форм — с завитками и спиралями;
- классицизм ( XVIII-IXX вв.) — уравновешенный и правильный стиль. Фасады из рамок исполняются в 2-ух контрастных цветах и сдержанно украшаются кованными элементами и маркетри.
Фасады шкафов, сделанные в модернистских стилях, к примеру, минимализме или hi-tech выделяются четкостью линий и небольшим декорированием.
Изготовление ручек
Ручку произвольным образом рисуем на плотной бумаге. Вырезаем шаблон, прикладываем к обрезку доски твердой породы. Обводим карандашом.
Лобзиком или ленточной пилой вырезаем ручку. Размечаем центр с одной стороны каждой ручки и сверлим отверстие сверлом 3 мм. Зачищаем наждачной бумагой Р80.
Фрезеруем по периметру (за исключением опорных пяток) маленькой фрезой-калевкой.
Шлифуем шкуркой Р120, затем Р180.
Филенка двери: как изготовить и установить
Конструктивно двери делятся на два основных типа: щитовые и филёнчатые. С первым вариантом всё понятно – это рама с наполнителем и обшивкой, образующая цельный щит. А вот что такое филёнка двери, знает, возможно, не каждый: так именуют декоративные элементы, которые вставляются в раму полотна.
Они способны превратить дверь в настоящий шедевр столярного искусства. К тому же, их можно ставить не только на двери, но и использовать, как это показано на фото сверху, в комплексном дизайне мебели и стен.
С помощью видео в этой статье мы расскажем, как изготовить филёнки, и собрать дверь — это задачка для тех, кто любит создавать полезное и прекрасное своими руками.
Деревянные фасады для кухонной мебели – эксклюзивный вариант
– это та часть гарнитура, при выборе которой компромиссы неуместны: фасады всегда на виду. Грамотно выбранные дверцы помогут создать гармоничное и комфортное кухонное пространство. Если планируется реставрация мебели, то она обычно касается фасадов. На фото ниже – элементы деревянных фасадов.
Массив натурального дерева – дорогой материал. Это сказывается на стоимости кухонного гарнитура. Следует учесть, что цена фасадов из этого материала составляет самую значительную часть мебельных расходов.
Деревянные дверцы используют для элитной мебели. Производители научились удешевлять их стоимость используя натуральное дерево лишь для облицовки. Все деревянные фасады для кухни можно разделить на несколько групп:
- филенчатые фасады;
- шпонированные фасады из МДФ и ДСП.
Комбинированные деревянные фасады
Если цена для вас имеет значение, ощутите теплоту и уют натурального дерева с комбинированными фасадами. Обычно это филенчатые мебельные дверцы с рамкой из натурального дерева и серединой из фанеры (можно использовать шпон). Они проигрывают массиву по своим эстетическим и функциональным качествам, но их цена значительно ниже.
На фото — схема конструкции шпонированного фасада
Шпон не так капризен в эксплуатации. Его производят из древесины дуба, берёза, орех и клён. Недавно производители начали делать его из экзотических материалов. Шпон изготавливают по технологии файн-лайн из венге, анегри, зебрано. Реставрация мебели с помощью этого материала позволяет добиваться новых текстур. Такой шпон не похож на привычное дерево.
В филенчатых фасадах шпон используют для середины и облицовки рамки. Однако отмыть его непросто. Если вы не знаете, что делать с вашей старой кухней, используйте в качестве отделки файн-лайн шпон. Он подходит для цельных и филенчатых фасадов.
Деревянные фасады с основой из ДСП и МДФ
Если выбрать для декора шпон с интересной фактурой, то можно делать недорогие фасады. Деревянными их можно назвать весьма условно, они вобрали в себя характеристики древесных и волокнистых плит, но выглядят они презентабельно. На фото – образец гарнитура с такими фасадами.
Деревянный массив – основной материал в изготовлении кухонь в классическом стиле. Его используют также в таких стилях дизайна , кантри, прованс, арт-деко и этно. К преимуществам фасадов из массива относят:
- долговечность;
- эстетичность;
- оригинальность;
- экологическую безопасность.
Натуральное дерево дает простор для полета мысли домашних мастеров. Идеи можно подсмотреть на множестве фото. Дверцы из дерева можно легко декорировать своими руками. Для этого нужны интересные идеи и различные лаки, морилки и эмали. Цена обновленного гарнитура будет зависеть от выбранных материалов.
Существует целый ряд материалов, позволяющих создавать интересные покрытия. Это специальные мебельные эффекты, при нанесении которых на древесине прорисовывается паутина или появляются трещины, имитирующие состаренные поверхности. Причем такие фасады можно мыть.
Но массив дерева нельзя назвать универсальным материалом. К его недостаткам относятся:
- высокая цена;
- особые требования к уходу (нельзя применять абразивные вещества);
- склонность к механическим повреждениям;
- низкая устойчивость к ультрафиолету (мебель может выгорать на солнце).
Но всё же главным недостатком можно считать дороговизну материла. С остальными проблемами поможет справиться реставрация. О том, как её сделать своими руками, мы расскажем далее. Актуальные идеи использования вы найдёте на нескольких фото в нашей статье.
Особенности филёнчатой двери
Прежде, чем разбираться в изготовлении филёнки, нужно понимать, что представляет собой такая дверь. Как вы уже поняли, это вставка, с помощью которой дверному полотну можно придать привлекательный внешний вид.
Структура полотна непростая, а филёнки, особенно деревянные, могут иметь довольно сложную архитектурную форму: фрезеровку, резьбу.
Конструкцию такой двери можно считать каркасной, так как состоит она из обвязки, образующей контурную рамку, средников (поперечных перекладин), и филёнок-вкладышей, заполняющих ячейки. Чем больше на двери средников, а соответственно и вкладышей, тем интереснее смотрится она, выше её прочность, и, соответственно цена.
Структура полотна
Обвязка полотна состоит из брусков: причём нижняя, то есть, порожная часть, может быть толще, и состоять из нескольких наборных деталей. Это нужно для того, чтобы закрепить к ней защитный плинтус.
Вставка филёнок осуществляется в специально нарезанные пазы на обвязочном и промежуточном брусе. Ну а раз есть пазы, значит должны быть и шпунты: по периметру вставляемых элементов они есть — только здесь их называют фигареями.
- Сегодня в продаже можно увидеть такие двери, обкладка которых лишь имитирует филёнки. Производители или продавцы могут называть их филёнчатыми, но на самом деле это просто формовка с сотовым заполнением. Покупателя, мягко говоря, вводят в заблуждение – и, думаем, что наша инструкция поможет вам разобраться: что к чему.
- Настоящие филёнки должны быть только вставными. Они могут иметь достаточно простую плоскую форму, гладкую, либо наоборот, объёмную поверхность, которая, по сути, давно стала классикой изготовления дверей. В более сложном варианте, это наборные вкладыши, представляющие собой раскладку из ламелей, стыкуемых пазогребневым способом.
- В деревянных полотнах, филёнки чаще всего имеют фигарейную конструкцию. То есть, в середине они толще, а по краям утончаются, для того, чтобы можно было произвести вставку в паз. Место соединения закрывается штапиком (калевкой) или декоративным багетом.
В металлических дверях, и изделиях, изготавливаемых из ценных пород дерева, филёнки обычно бывают наплавные, но для новичка сделать такой вариант будет сложно. Мы же поговорим о дверях с фигарейными филёнками.
Что требуется для работы
При изготовлении филёнчатых дверей, чаще межкомнатных, в качестве заполнения нередко используют стекло. А вот на глухих деревянных дверях, которые ставят в санузлах или на входе в квартиру, филёнки могут быть сделаны как из массива дерева, так и из фанеры или ДСП.
Коробка двери, а так же обвязка полотна, в недорогих вариантах делается из клееного соснового бруса, но если стоимость исходного материала для вас особого значения не имеет, вы можете использовать в работе дуб, ольху, или, к примеру, ясень. В любом случае, если вы хотите получить надёжную конструкцию, её рама должна быть изготовлена из материала высокой прочности.
Материал и инструмент
Размер брусков и реек зависит от размера и дизайна двери, поэтому, чтобы рассчитать количество материала, следует предварительно сделать собственный эскиз, или воспользоваться готовым чертежом. Обозначьте на нём габариты полотна вместе с коробкой, а так же размер каждой детали – так вам будет гораздо легче работать.
- Говорить подробно о дверной коробке мы сейчас не будем, так как темой данной статьи является филёнчатое полотно. Так вот, если ориентироваться по существующим стандартам, то для обвязки полотна нужен брус толщиной 55 мм, а для средников 45 мм. Ширина их может варьироваться в зависимости от дизайна двери, тем более что средники вообще могут быть криволинейными — поэтому, тут невозможно давать какие-то рекомендации.
- Рассчитывать ширину брусков нужно без раскладок, но с учётом калевок – фасонного профиля, обрамляющего филёнку. Между собой бруски вяжут двойным шипом, и если вы раньше с этим не сталкивались, посмотрите видео от профессионалов. Соединения осуществляют на клею, либо дополнительно закрепляют нагелями.
- При толщине обвязочного бруса в 55 мм, у филёнок, выполняемых из массива дерева, или клееных столярных плит, которые вы видите на картинке сверху, толщина должна быть в пределах 22-23 мм. Если это фанера или ДСП, можно использовать листы толщиной 18 мм. Далее следует запастись необходимой фурнитурой для двери, мелкими столярными гвоздями и прозрачным клеем для дерева, например: Момент Столяр.
Виды внутреннего наполнения рамочного фасада
В зависимости от формы, вставки-филенки могут быть:
- плоскими — собой представляют полностью гладкие панели без каких-то выступов или накладок;
- объемными — с наличием фигурных выступов или резных наладок;
- наборными — состоят из отдельных ламелей, которые соединены между собой;
- фигарейными — с выпуклой центральной частью, поэтапно переходящей в намного тонкие края;
- наплавными — со вставками такой же толщины, что и рамка.
Наплавные филенки считаются прекрасным вариантом для комнат, где практически всегда меняется влажность, к примеру, кухни либо ванной — они не вызывают перекосов и трещин фасада при изменении размеров вставок под влиянием ненасыщенного воздуха.
В зависимости от материала, филенки могут быть:
- из МДФ покрытого ламинатом или ДСП;
- настоящего дерева;
- покрытого шпоном МДФ;
- стекла;
- фанеры.
Вставка как правило имеет не только квадратную и четырехугольную форму. В индивидуальных художественных проектах гарнитуров мебели встречаются и круглые, овальные, трапецевидные и даже многоугольные филенки.
Рамочный фасад шкафа выглядит великолепно сам по себе, но часто его дополнительно украшают при помощи:
- резных и кованых компонентов — декоративные накладки из металла и дерева;
- триплекса — ламинированного стекла с самыми разнообразными эффектами;
- витража — узоров на светопрозрачных поверхностях.
Оригинально выглядят наборные филенки, сделанные из кусочков разнообразного материала.
Нюансы изготовления двери
Итак, будем считать, что эскиз вы разработали, инструмент и материалы запасли, дверную коробку изготовили и установили. Что же дальше?
Прежде чем приступить к производству филёнок, нужно не только изготовить детали дверного полотна, но и собрать часть рамы. Для этого соединяют одну вертикальную стойку с двумя горизонтальными деталями каркаса: порожным профилем и царгой (верхним элементом обвязки).
- Несмотря на то, что у вас есть чертёж с размерами, замерять средники и будущие филёнки нужно по факту, так как вполне может оказаться, что есть некоторые отклонения. Особенно это касается моделей, где горизонтальные бруски обвязки имеют криволинейную форму. Сначала на рамку устанавливают средник: нарезают на бруске шипы с одной стороны, примеряют его, а потом, по карандашной отметке обрабатывают второй торец.
- В зависимости от структуры двери, поперечины вставляют шипами в пазы обвязочных деталей. Если на двери будет 6-8 филёнок, то и средников будет несколько. Длина горизонтальных элементов обычно соответствует ширине полотна. При этом, вертикальные средники получаются короткими, и их высота равна расстоянию между элементами горизонтальными.
Изготовление и установка средников осуществляется в таком порядке: сначала длинные детали, а затем, после замера и примерки, короткие. Только после того, как все средники окажутся на своих местах, на рамку можно смонтировать вторую вертикальную стойку. Теперь каркас полностью собран, и можно приступать к изготовлению филёнок.
Филёнки
Итак, перед вами, прислонённый к стене, стоит каркас дверного полотна – теперь вам нужно снять размеры будущих филёнок. Лучше всего это сделать с помощью отрезков рейки, которые, если на двери будет несколько одинаковых филёнок, сыграют в дальнейшем роль шаблона.
При замере нужно обязательно учитывать температурный зазор, чтобы при расширении древесины, филёнки не упёрлись в обвязку, и не сорвали стойки с шипа.
Обратите внимание! Шаблонная рейка, вставленная в ячейки филёнки, должна свободно перемещаться влево-вправо, но при этом не вылетать из паза. Разница в её длине и расстоянием между донышками противоположных пазов, должна составлять примерно 6-8 мм.
- Теперь, с помощью реек нужно сделать ещё один шаблон – теперь уже для самой филёнки. Это особенно облегчает процесс разметки, когда на дереве приходится выполнять криволинейные срезы. Шаблон вырезают из тонкой фанеры, оргалита, или твёрдого ДВП, примеряют на ячейку, и только потом приступают выполнению заготовок под филёнки.
- Он помогает обойтись без многочисленных замеров, а так же избежать ошибок при нарезке материала — в том числе это касается и допусков на температурное расширение. Нарезав по размерам заготовки, можно приступать к нарезке фигарейного поля — для этого нужны специальные насадки на фрезер. Они бывают разными, поэтому обработанные торцы филёнки могут отличаться по конфигурации.
При их фрезеровке объёмная часть заготовки снимается, и по краям получаются тонкие гребни (фигареи), которые при установке на раму и заводятся в пазы обвязочного бруса. Если на них местами получились неровности, их устраняют шлифмашинкой.
Эра каркасной мебели
В первом случае — исторически также более раннем — дощатые ограждающие корпуса изделия (сундука, шкафа, поставца и др.) навешивались тем или иным способом на угловые стойки и связующие их горизонтальные бруски, укрывая их (рис. а-в). Главным образом именно ограждающие элементы — доски, столярная плита — обеспечивали жесткость всей конструкции. Во втором случае (рис. г) ограждающие вставлялись в ячейки брускового каркаса, как в рамы, поэтому каркас становился важным выразительным компонентом внешнего вида изделия, и одновременно преимущественно на нем лежала ответственность за жесткость всей конструкции. Нечто похожее на изделия каркасно-навесного типа было уже в Древнем Риме (шкафчики, лари). Несущие элементы каркаса {стойки и горизонтальные брусья) служили связующим звеном для углового либо фронтального соединения стенок, набираемых из досок на шип, шкант и др. Та же роль отводилась брускам дверной рамы и крышке сундука. Нередко деталям каркаса придавалось сечение, увеличенное сравнительно с толщиной ограждающих. В этом случае получалось нечто похожее на филенчатую конструкцию. Однако настоящих филенок здесь не было: у таковых нет иного назначения, кроме ограждения (нередко филенка как деталь выполняет неспецифичную и не обязательную для нее конструкционную функцию, используясь в качестве дополнительного средства для предотвращения осевого перекоса самой рамы, в которую она монтируется). Вставленные в каркас доски сами служили элементами несущей конструкции корпуса, обеспечивая ее жесткость больше, чем детали каркаса. Настоящая филенка появляется только в средневековой Европе, в эпоху готического стиля (XII-XV вв.). Она вызвала экономическую революцию в производстве мебели, полностью изменив «лицо» изделий. На смену громоздкой, неуклюжей, «топорной» мебели раннего средневековья приходят произведения высокого художественного и технологического качества.
Элементы каркасно-навесной конструкции: а) — накладной вариант; б), в) — вкладной вариант г) — Элемент каркасно-филенчатой конструкции |
Сначала ремесленники научились напиливать довольно тонкие доски (до 12-15 мм). Из них в четверть или встык набирались щиты, сплачиваемые с тыльной стороны поперечными брусками или снаружи — полосами кованого железа. С изобретением на базе водяной мельницы механической лесопилки (1322 год, Аугсбург, Германия) толщина дощечек уменьшилась до 8-10 мм, став, по сути, фанерной. В производстве корпусной мебели окончательно закрепилась конструкция каркасно-филенчатого типа. Теперь филенка только вставлялась в раму, удерживаясь в ней с тыльной стороны деревянными клиньями, позже — рейками малого сечения (штабиком). Все это оказалось осуществимым благодаря большой, двух- и более кратной, разнице по толщине между филенкой и брусками каркаса, рамок. Стало возможным более объемное профилирование деталей самого каркаса (рамы), фигурно-резная обработка даже их внутренних кромок. В готическую эпоху с ее еще весьма плоским декоративным рельефом, в частности накладным (часто прорезной орнамент или узор из доски толщиной не более 8-12 мм накладывался не только на пласть филенки, но и на поверхность деталей каркаса и дверных рам), каркасно-филенчатое решение получали обычно все элементы конструкции, в том числе боковой и задний фасады. В дальнейшем, с появлением в распоряжении столяров и краснодеревщиков привозной древесины ценных пород, деталям несущей конструкции и филенкам придаются уже сложные скульптурные и архитектурные формы, в частности в виде фига-реи, то есть накладной рельефно-резной плиты меньших размеров, чем «Просвет» дверной рамы. Высота рельефной резьбы увеличивается: у барельефа — до 10 мм от «фоновой» плоскости, у горельефа — до 60 мм и более. Разница по толщине между брусьями каркаса и филенками порой уменьшается или почти исчезает. Нередко габаритная толщина филенок вместе с горельефом (а он порой приближается к круглой скульптуре) превышает толщину деталей несущей конструкции. Это характерно для Ренессанса (XV-XVI вв.) и особенно для барокко (XVII — первая половина XVIII в.). «Каркасность» конструкции теряет выразительность и зрительную очевидность. Изделия становятся похожими на каркасно-навесные или даже коробчато-щитовые, только густо покрытые резьбой. Кроме того, фасаду и боковым сторонам корпусных изделий, в том числе дверям и лицевым стенкам выдвижных ящиков, часто придается изогнутая в вертикальной и/или горизонтальной проекции форма. Проектировщика и потребителя больше интересует уже не архитектоническая работа конструкции, а эффектный силуэт предмета. Тогда же благодаря усовершенствованию способов сплочения столярного щита и повышению его прочности на излом по пласти широко распространяется конструкция корпуса (у шкафа, буфета, комода и др.) коробчатого типа, с безрамным решением — сборкой щитов на шип. Однако на переднем фасаде изделий торцевые части боковых стенок по-прежнему трактуются как вертикальные несущие стойки, для чего используется архитектурный (полуколонны, пилястры и др.) или скульптурный накладной декор. В эпоху классицизма (вторая половина XVIII-XIX вв.) отказались от тотальной «текучести», конструкционной невнятности форм рококо. Построению изделий возвращается ренессансная ясность взаимодействия несущих и несомых элементов. Каркасная конструкция снова обретает яркую выраженность, как минимум, на переднем фасаде изделия. Особо отметим, что конструкция, в которой не требуется подгонки плоскостей сопрягаемых деталей до образования единой «Непрерывной» поверхности (как это было характерно для шкафов, комодов и другой мебели в период барокко), облегчает мастеру заботу о высоком качестве изготовления, о чистоте выделки предмета. Можно сказать, что стиль классицизма оказался уместен во время начавшейся во второй половине XVIII в. машинизации мебельного производства. Свой вклад в упрочнение позиций каркасно-филенчатой конструкции внесло и появление фанеры вслед за изобретением в 1819 году (Россия) лущильного станка. Но в конце XIX в. и первом десятилетии XX в. очередные изменения принес новый стиль, получивший в России название «модерн», в Австро-Венгрии — «стиль Сецессион», в Германии — «Югендштиль», во Франции — «ар нуво», в Англии — «стиль флореаль». Каркасная конструкция снова утрачивает выразительность и используется для шкафов лишь изредка. Кроме того, часто применяются накладные двери, скрывающие особенности строения изделия, в то время как до сей поры, за исключением времени рококо (весьма короткого, как и период модерна), они чаще всего были вкладными. Правда, следует помнить о двойственности стиля модерн, в котором развивалось два антагонистических направления: безудержно декорационное и аскетически рациональное. Именно в рамках второго выросли конструктивизм и функционализм в архитектуре и дизайне 20-50-х годов XX в. Их идейные установки легли в 50-х годах в основу так называемой технической эстетики.