Грузоподъемное оборудование представляет собой широкую группу механизмов, предназначенных для подвешивания, фиксации и перемещения тяжестей. Условия выполнения таких работ могут быть разными, что обуславливает и различия в конструкциях используемых средств. На сегодняшний день грузоподъемные механизмы широко применяются в строительстве, промышленности, при организации транспортных перевозок и даже в частных хозяйствах.
Основные характеристики оборудования
Подъемные приспособления весьма разнообразны, но существует несколько общих параметров, по которым оцениваются их рабочие качества. Главной из характеристик является величина массы, с которой способно работать конкретное устройство. В среднем грузоподъемные механизмы рассчитываются на 5-10 т. Однако диапазон этого значения может выходить далеко за рамки указанного коридора. Например, приспособления, которые входят в состав крупноформатного грузового оборудования, участвуют в подъеме тяжестей до 100 т. И напротив, одиночные механизмы, используемые в автосервисах и небольших мастерских, зачастую ориентируются на работу с 500-700-килограммовыми грузами.
В выборе стоит учитывать и диапазоны перемещения целевых объектов. Например, тали и лебедочные системы обычно поднимают грузы на 15-20 м. Перемещения по горизонтальным направлениям зависят уже не от самого механизма, а от местной фиксирующей инфраструктуры. В складских помещениях для этого используют рельсы и роликовые механизмы, по которым перемещается оборудование. Многое определяет назначение грузоподъемных механизмов – в одном случае может потребоваться лишь фиксация с удержанием, а в другом – и транспортировка.
Разновидности
Различаются грузоподъемные устройства по многим признакам. С точки зрения конструкции можно выделить домкраты, тали, лебедки, тельферы и другие механизмы, которые, впрочем, имеют и немало общего. При этом отдельные приспособления могут быть механическими и электрическими. Первый вариант работает за счет гидравлики или ручного силового воздействия. Он менее удобен, но в большинстве случаев оказывается надежнее и эффективнее. Электрические агрегаты, как правило, позволяют управляться с грузами большей массы. Но главное их достоинство заключается в возможности автоматизированного управления. С помощью предустановленного пульта на тех же складах оператор может дистанционно направлять груз к месту назначения. Здесь же стоит отметить и различия в функционале. Существуют стационарные грузоподъемные механизмы и движимые, о которых уже говорилось выше. К стационарным устройствам можно отнести домкраты и классические лебедки. Обычно их используют только для подъема груза с возможностью его удержания. Подвижные механизмы предполагают и возможность транспортировки груза в разных направлениях. Теперь стоит ознакомиться с разными видами грузоподъемных механизмов подробнее.
Раскачивать или тянуть
Ручная таль имеет скромные габариты, состоит из барабана с намотанным тросом, передаточного механизма и привода.
По типу передаточного механизма тали подразделяются на червячные и шестеренчатые
. Стоит отметить, что червячный механизм дает больший выигрыш в силе, но из-за трений деталей чаще ломается. Шестеренный механизм показал себя более надежным.
По типу приводного механизма различают тали рычажные и цепные
. В случае рычажного привода подъем происходит за счет колебательных движений приводного рычага, осуществляемых вручную. Цепная таль имеет две цепи, тяговую и грузовую. Устройство подвешивается на балку, стропы крепятся на крюке, а рабочий тянет тяговую цепь до тех пор, пока груз не будет поднят на нужную высоту. Особенностью современных конструкций является новый запатентованный механизм, который позволяет находиться рабочему в стороне от поднимаемого груза.
Домкраты
Это простейшее средство из группы грузоподъемной техники, которое часто применяют и в быту, и в автомастерских. Принцип действия домкрата основывается на гидравлике, что избавляет пользователя от необходимости приложения больших физических усилий. К преимуществам данной разновидности можно отнести и механическую стойкость, и защищенность от внешних воздействий, в том числе температурных. Также в зависимости от условий применения домкрат способен обеспечивать плавность хода, что имеет значение в работе с хрупкими грузами. При этом существует несколько типов данного механизма. Например, бутылочные модели считаются классическим исполнением – именно они дают плавный и четкий ход при подъеме. Специально для автомастерских производят подкатные модификации. Такие грузоподъемные механизмы удобны тем, что позволяют осуществлять захват без перемещения целевой техники. Для подъема автомобиля, к примеру, достаточно завести подкатной домкрат под нужный для работы участок. Распространены и винтовые модификации. Они отличаются тем, что вместо обычной гидравлики используется механический принцип подъема посредством раскручивания через резьбу.
Лебедочные грузоподъемные механизмы
Лебедка популярна в разных сферах обслуживания грузов. Ее действие основывается на передаточном принципе усилия, дающим значительный выигрыш силового воздействия на выходе. Лебедка может подвешиваться или устанавливаться на стабильную поверхность. Далее в зависимости от поставленных задач она осуществляет перемещение в горизонтальной или вертикальной плоскости. Наиболее распространенным видом данного механизма является лебедка рычажная, конструкция которой универсальна и позволяет выполнять работы в условиях стройплощадки или производственного цеха.
Применяются и более современные электрические модели. К достоинствам этого типа относят способность работы с большой массой. Более того, тяговое усилие в данном случае может настраиваться на определенную скорость хода. В выборе стоит учитывать и материал изготовления. Например, лебедка рычажная может связываться с обслуживаемым объектом посредством металлического или канатного синтетического троса. В первом случае часто используют стальные волокна, которые могут защищаться от коррозии благодаря специальным покрытиям. Также металлические тросы выигрывают за счет прочности, но в случае их разрыва есть риск получения травм и порчи техники. Что касается синтетических канатов, то они менее износоустойчивы, но меньше весят и не так опасны при разрыве.
Использование грузоподъёмных механизмов: теория и практика
Разновидности грузоподъемных механизмов.
Грузоподъёмные механизмы классифицируются по:
назначению; принципу действия; конструктивному исполнению. Механизмы выполняют различные технологические операции в зависимости от своего размера и технических характеристик. Для автоматизации процессов во многих отраслях используется самое разное грузоподъёмное оборудование: домкраты; тали; лебёдки; подъёмники; краны всех типов; лифты. Ростехнадзором установлено, что стационарно установленные грузоподъемные механизмы подлежат обязательной регистрации, поскольку относятся к категории опасных производственных объектов. Наличие таких машин на предприятии должно быть внесено в госреестр. Безопасность важнее всего! Работа с такой техникой представляет опасность для рабочих. Поэтому утверждённым приказом Ростехнадзора составлен свод правил безопасной эксплуатации грузоподъёмных механизмов. Согласно им, при работе с оборудованием не допускается: приближаться к механизму во время движения; использовать ненадёжные схемы строповки; поднимать и перемещать груз вместе с людьми; включать механизм управления, когда с оборудованием взаимодействуют люди; работать с неисправной машиной или механизмом; осуществлять подачу тяжестей на неприспособленные для этого площадки (окна, балконы); выравнивать груз или поправлять стропы на весу; протягивать по земле закреплённую тару; срывать обледеневший, забетонированный или закреплённый другими способами груз. Соблюдение правил работы с грузоподъёмным оборудованием гарантирует сохранность жизни и здоровья. Нарушение их может стать причиной отстранения от работы или штрафа. Оснащение рабочих мест, требования к оператору ГПМ Допуск к работе с грузоподъёмными механизмами может получить сотрудник старше 18 лет, прошедший специальное обучение и изучивший правила техники безопасности. Предприятие в обязательном порядке требует у него медицинское заключение, в котором указывается, что по состоянию здоровья он может управлять данным оборудованием. Рабочий должен знать и соблюдать все пункты инструкции, а именно: общие требования; технику осуществления безопасного начала работы; тактику поведения во время рабочего процесса; требования охраны труда в аварийных ситуациях; операции, обязательные к выполнению по окончании смены. Необходимо, чтобы организация рабочего места обеспечивала беспрепятственную работу оборудования. Грузоподъемные краны, расположенные на высоте, должны оснащаться приставными лестницами, стремянками. В случаях размещения рабочего места выше 5 метров от земли оно обеспечивается страховочными средствами для самостоятельной эвакуации рабочих. Все требования и правила собраны в нормативных документах по охране труда при работе с грузоподъёмными механизмами.
Грузовые и захватывающие элементы Стальные тросы играют роль грузовых элементов, оттяжек, несущих канатов, гибких строп. Они бывают одинарной, двойной и тройной свивки в зависимости от грузоподъёмности механизма. Разнообразие способов взаимной направленности проволоки обеспечивает вариативность прочностных характеристик троса. Захват грузов осуществляется с помощью различных захватных устройств. Наиболее широко с этой целью применяются крюки и петли. Существуют и специальные грузозахватные устройства. Они чаще всего подвешиваются на постоянные крепежи крана. Крюки изготавливаются методом штамповки или поковки, бывают одно- и двурогие. Литейное производство не обеспечивает необходимых технических характеристик крепёжных элементов, поэтому не применяется для их производства. Главное требование к оборудованию – наличие предохранительного замка, который предотвратит произвольное выпадение съёмного грузозахватного приспособления. Подбирают крюки согласно проведенному расчёту прочности.
Необходимые проверки оборудования Любые неисправности грузоподъёмных механизмов представляют опасность для рабочих, обслуживающего персонала и других людей, находящихся в зоне их действия. Для исключения или минимизации возможных рисков проводится контроль работы оборудования. При проверке ПГМ, управляемых с пола, комиссия обращает внимание на следующие моменты: исправность узлов и механизмов; надёжность тросов и креплений; износ и деформации металлоконструкций; пригодность электрических частей; работоспособность управляющей электроники, световой и звуковой сигнализации. Частичный технический осмотр (ЧТО), согласно нормативам Ростехнадзора, проводится не реже одного раза в год. Он включает в себя поиск неисправностей без испытания подъёмной машины под нагрузкой. Полный технический осмотр (ПТО) осуществляется раз в три года. При необходимости процедура может быть проведена внепланово. Это практикуется в случае поломок, возникновения аварийных ситуаций.
Технические проверки на исправность механизмов При ПТО, помимо визуального досмотра, прикладываются статические нагрузки для проверки прочности металлоконструкций и вероятности их опрокидывания. Груз весом на 25% больше допустимого крепится и поднимается над поверхностью на 200–300 мм и удерживается в таком положении 10 минут. При этом части крана устанавливаются в положение с наибольшей вероятностью прогиба и наименьшей устойчивостью. После опускания проверяется наличие возможных деформаций. Динамические испытания показывают работоспособность грузоподъёмного механизма. Машину нагружают весом, на 10% превышающим допустимый. Испытание повторяют несколько раз, поднимая и опуская груз. Тросы исследуют на обрыв и прочность грузозахватных приспособлений. После проверки на крюк ставят клеймо и снабжают биркой. Контроль исправной работы оборудования осуществляет инспекция Ростехнадзора совместно со службой технадзора самого предприятия.
Тали
Данный механизм чаще применяют в производственных цехах, складских помещениях и в комплексах транспортного обслуживания. Его конструкция в типовом исполнении формируется двумя фиксаторами-крюками и цепью, по которой реализуется подъем. На рынке можно найти ручные и электрические тали, которые могут использоваться в автоматизированных линиях транспортировки. Ручные модели обычно применяют для опускания и горизонтальных перемещений по специальным рельсам. Этот вариант практичен и удобен в случае работы с небольшими грузами, но он будет малоэффективен при потоковом обслуживании крупногабаритных партий.
Тали электрического типа отличаются большим диапазоном грузоподъемности. Они могут быть и стационарными, и передвижными. Во втором случае устройство монтируют в инфраструктуру монорельсовых линий с двутавровыми балками. По рабочим качествам стандартные электрические тали обеспечивают высоту подъема в пределах 3-10 м. При этом допускается и радиус разворота на 1 м. В выборе следует учитывать и скорость подъема – этот параметр важен с точки зрения оптимизации поточного процесса. Средний скоростной режим составляет 4 м/мин.
Грузоподъемные машины и механизмы
Категория: Торговое оборудование
Грузоподъемные машины относятся к машинам цикличного действия и включают грузоподъемные лифты и подъемники, грузоподъемные краны, тали, тельферы, подъемные столы и др.
На складах и в магазинах широко используют лифты различной грузоподъемности. Лифт — это подъемно-транспортное устройство, работающее в повторно-кратковременном режиме и предназначенное
Классификация подъемно-транспортного оборудования
Признаки | Группы подъемно-транспортного оборудования |
По функциональному назначению | Грузоподъемное; транспортирующее; погрузочно-разгрузочное |
По степени подвижности | Стационарное; передвижное с ограниченным перемещением; самоходное с неограниченным перемещением |
По виду энергии, приводящей оборудование в движение | С электроприводом; с двигателем внутреннего сгорания; механического действия; ручного действия; гравитационного действия |
По роду перерабатываемого груза | Для перегруза тарно-штучных товаров; для перегруза массовых насыпных товаров; для перекачивания и слива наливных грузов |
По характеру перемещения грузов | Периодического действия; непрерывного действия |
По степени механизации процессов | Средства малой механизации; средства комплексной механизации; средства автоматизации |
для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Грузовые лифты подразделяются на:
• выжимные (грузоподъемностью от 500 до 3200 кг);
• общего назначения (от 400 до 6300 кг);
• тротуарные (500 и 630 кг);
• малые магазинные (100 и 250 кг).
На торговые предприятия лифты поступают с дистанционным и местным управлением, грузоподъемностью от 100 до 6300 кг, скоростью движения кабины 0,08-0,5 м/с, высотой подъема кабины (платформы) 5,2—45 м.
Лифт грузовой малый типа ЛГ-241 состоит из шахты, кабины, противовеса, электрической лебедки и электроприборов. Шахта 1 ограждена со всех сторон листовой сталью. Внизу шахты имеются упоры для остановки кабины и противовеса в случае опуска
ния их ниже рабочего положения и подвесной кабель 5. В верхней части шахты находится машинное отделение, закрытое фасадной и боковой дверками 4. Со стороны этажных площадок в шахте устроены двухстворчатые распашные двери 2, открываемые вручную. Они имеют ручные и автоматические замки. Автоматические замки не позволяют открывать двери при отсутствии кабины на этаже. Внутри шахты закреплены вертикальные направляющие, по которым перемещаются кабина 6 и противовес 10. Противовес связан с кабиной канатами 7 и служит для уравновешивания ее массы.
Кабина состоит из корпуса и ограждений, образующих пол, потолок, боковые и заднюю стенки. Спереди кабина имеет открытый проем, используемый для погрузочно-разгрузочных работ. Изготавливаются также кабины сквозного типа с открытыми проемами с обеих сторон. Кабины снабжены ловителями, которые автоматически останавливают ее при обрыве канатов или резком ускорении движения. В машинном отделении размещается электрическая лебедка 8, которая состоит из электропривода, тормоза, канатоведущего шкива и отводного блока 9. При включении лебедки происходит подъем или опускание кабины и противовеса.
Лифт грузовой малый типа JIT-241: 1 — шахта; 2 — распашные двери; 3 — кнопочные посты; 4 — фасадная и боковая дверки; 5 — подвесной кабель; 6 — кабина; 7 — канаты; 8 — лебедка; 9 — отводной блок; 10 — противовес
Лифт укомплектован блокировочными и конечными выключателями, этажными переключателями, щитком электрооборудования, кнопочными постами и другими приборами.
БлокировочньТе выключатели исключают пуск лифта при открытых дверях. Конечные выключатели останавливают лифт при поднятии или опускании кабины за пределы допускаемого уровня. Этажные переключатели останавливают кабину напротив этажных площадок. Щит электрооборудования имеет автоматический выключатель, магнитные пускатели, предохранители и другие электроприборы. Щит укрепляют на наружной стенке машинного отделения. Рядом со щитом монтируют выключатель для подключения лифта к трехфазной электрической сети. Кнопочные посты 3 располагают рядом с дверями шахты. Пост имеет кнопки «Вверх», «Вниз», «Звонок», «Стоп» и сигнальную лампу «Занято», которая загорается при открывании дверей шахты и во время движения кабины.
Грузовой подъемник — это грузоподъемное устройство, предназначенное для подъема груза на платформе или в кабине между двумя этажами. В отличие от лифтов подъемники имеют более простую конструкцию и удобнее в эксплуатации. Наиболее широкое применение на розничных торговых предприятиях находят наклонные подъемники и элеваторы для перемещения грузов массой до 200 кг, упакованных в мешки, ящики, бочки. Если подъемник имеет одну площадку для грузов, то элеватор несколько жестко прикрепленных к тяговому органу площадок.
Наклонный подъемник ПН-200 предназначен для установки внутри магазина и состоит из верхнего и нижнего ограждений, фермы, платформы и привода.
Для безопасности работы подъемника на двери размещены механическая и электрическая блокировки, которые не позволяют включать подъемник, если хотя бы одна из створок дверей ограждения открыта.
Наибольшая высота подъема груза — 3,3 м, скорость движения -0,35 м/с. По окончании работы платформа должна находиться внизу и без груза, двери должны быть заперты, а подъемник отключен от электросети.
Грузоподъемные краны — это машины, предназначенные для подъема и перемещения в пространстве груза, удерживаемого грузозахватным органом. По конструкции они подразделяются на мостовые, козловые, автомобильные краны и др.
Мостовым краном называют грузоподъемную машину, передвигающуюся по рельсам, уложенным на выступах (кронштейнах) подкрановых балок, которые закреплены на консолях (выступах) стен склада или на специальных колоннах.
Кран мостовой электрический
Мостовые краны поЛучили свое название от основного несущего органа (металлической конструкции пролетного строения) — так называемого моста, перекинутого через складское помещение от одной стены до другой.
На мосту крана установлены несколько крановых механизмов: подъема груза; передвижения крана; передвижения грузовой тележки (грузового захвата) и др. Конструкции моста изготавливают с одной или двумя несущими балками в зависимости от грузоподъемности крана. Мост передвигается по подкрановому пути на стальных колесах, которые приводятся в движение электродвигателем.
Грузовая тележка крана (грузовой захват) обеспечивает подъем груза и его перемещение поперек площади склада, а передвижение моста — транспортирование груза вдоль площади склада.
Механизмы мостовых кранов имеют индивидуальный электропривод и питаются от внешней электросети при помощи гибкого кабеля.
Мостовые краны применяются главным образом для перегрузки тяжеловесных грузов и контейнеров в закрытых складских помещениях, под навесами и реже на открытых площадках. Преимущество этих кранов перед другими грузоподъемными машинами состоит в том, что они позволяют наиболее полно использовать складские площади. С помощью мостовых кранов грузы можно перемещать по всей площади склада и укладывать их высокими штабелями; при этом между штабелями не требуется больших проездов и проходов.
На предприятиях оптовой торговли, как правило, используют мостовые краны типов КМ-5 и КМ-10. Эти краны характеризуются следующими технико-эксплуатационными показателями: грузоподъемность — 5,0-10,0 т, пролет — 11-30 м, высота подъема груза — 8-16 м,
скорость подъема груза — 11-12 м/мин, скорость передвижения тележки и крана — соответственно 40-50 и 80-100 м/мин.
Козловые краны отличаются от мостовых тем, что их мостовые пролетные конструкции опираются на две пары жестких стоек, расположенных под углом друг к другу в виде козел. Кран передвигается по специальным подкрановым путям (рельсам), уложенным на земле.
Кран козловой электрический
Грузоподъемным механизмом на козловых кранах служат электрические тали и подвижные грузоподъемные тележки, передвигающиеся по ферме крана.
Пролет козлового крана определяется расстоянием между опорами. Для увеличения рабочей зоны многие краны имеют по две или одной консоли, выходящих за пределы опор. Кроме того, козловые краны оснащаются универсальным набором грузозахватных приспособлений для перегрузки: леса — специальный захват; щебня — грейдер; контейнеров и тяжеловесных грузов — крюк; металлоизделий — магнитная плита.
Краны обладают высокой производительностью и просты в управлении. Используются для механизации погрузочно-разгрузочных работ преимущественно на открытых складах. Они успешно применяются на погрузке и выгрузке, а также штабелировании тарно-штучных грузов, контейнеров, лесных материалов и других грузов.
На предприятиях оптовой торговли наибольшее распространение получили козловые краны типов КК-5, КК-10, КК-20 и др. Они характеризуются следующими технико-эксплуатационными показателями: грузоподъемность — 5-10-20 т, пролет — 16-32 м, вылет консоли — 4-8, высота подъема груза — 8-10 м, скорость подъема груза —
электрическая таль (тальфер) — это подвесное грузоподъемное устройство с электрическим приводом, предназначенное для вертикального и горизонтального перемещения подвешенного на крюк груза .
Горизонтальное перемещение груза производится вдоль подвесного (из двутавровой балки) однорельсового пути, по которому движется электроталь. Электрические тали применяют для транспортирования грузов внутри складов, на грузовых платформах, под навесами и т. п.
Электрическая таль: 1 — подвесной путь; 2 — ходовая тележка; 3 — грузоподъемный механизм; 4 — кнопочная станция управления; 5 — крюковая подвеска
Электроталь состоит из трех основных элементов: грузоподъемного механизма, служащего для подъема и опускания груза; ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм; кнопочной станции управления электроталью.
Грузоподъемный механизм электротали состоит из корпуса, в котором находятся грузовой барабан, электродвигатель подъема, редуктор подъемного механизма, электромагнитный тормоз, канат, подвеска. Электродвигатель подъема встроен в барабан.
Ходовая тележка электротали четырехколесная, приспособлена для передвижения по нижним полкам двутавровой балки. Ведущие колеса приводятся в действие от электродвигателя передвижения. Электродвигатель снабжается электроэнергией от сети через трехжильный гибкий кабель в резиновой изоляции. Пуск электродвигателя осуществляется магнитными пускателями. Управляется электроталь (подъем, спуск, передвижение вправо или влево) с помощью кнопочной станции с пола.
На кнопках нанесены указательные знаки в виде стрелок. Механизм электротали срабатывает при нажатии соответствующей кнопки, а останавливается при освобождении кнопки. С поднятием крюка до предела в верхнее положение происходит автоматическое выключение магнитного пускателя и отключение электродвигателя подъема.
Выпускают электротали следующих типов: ТЭ-0,5; ТЭ-1,0; ТЭ-5; ТЭ-10, грузоподъемность которых составляет соответственно 0,5; 1,0; 5,0 и 10,0 т. Электрические тали обеспечивают высоту подъема груза от 4 до 30 м, скорость подъема груза — от 8 до 10 м/мин, скорость передвижения — 20 м/мин.
Электротали могут работать самостоятельно как индивидуальные самоходные грузоподъемные машины общего назначения, устанавливаться на кранах, управляемых из кабин или с пола, а также работать в комплекте с подвесными тележками.
Электрическая таль: 1 — подвесной путь; 2 — ходовая тележка; 3 — грузоподъемный механизм; 4 — кнопочная станция управления; 5 — крюковая подвеска
Сегодня все больше товаров поступает в торговые организации в инвентарных тележках, контейнерах, таре-оборудовании, спакетиро-ванными на поддонах и т. д. Это сокращает затраты времени на погру-зочно-разгрузочные работы и увеличивает производительность труда рабочих, занятых на них.
Для разгрузки и перемещения товаров, прибывших в инвентарных тележках или таре-оборудовании, целесообразно использовать наклонные подъемники типа ПН-2; ПН-3 и 2ПТН.
Конструкция подъемника ПН-2 предусматривает две остановки, а его модификации ПН-3 — три .
Схема установки наклонного подъемника на три остановки (ПН-3): 1- наклонный подъемник; 2 — грузовая тележка ТГ-400; 3 — контейнер на колесах
Подъемники ПН-2 и ПН-3 могут быть установлены в любом месте: как внутри торгового предприятия, так и снаружи. Глубина приямка, необходимого для установки подъемника, — 250 мм.
Использование этих подъемников позволяет бесперевалочно перемещать грузы по схеме «автомашина-склад-торговый зал», что значительно облегчает труд работников, занятых на погрузочно-разг-рузочных операциях, и сокращает затраты времени.
Основными узлами и механизмами ПН-2 и ПН-3 являются привод; рама с направляющими; кабина с механизмом ловителя; двери с механизмом блокировки открывания; механизм блокировки ослабления троса и перегрузки кабины.
Схема установки наклонного подъемника на три остановки (ПН-3): 1- наклонный подъемник; 2 — грузовая тележка ТГ-400; 3 — контейнер на колесах
Подъемники устанавливаются в индивидуальные шахты, которые на нижней остановке имеют дополнительную дверь размером 720×800 мм для обслуживания привода.
Привод состоит из электродвигателя, электротормоза и редуктора с барабанами для канатов. Мощность привода — 5,5 кВт. Привод смонтирован на отдельной сварной раме и крепится к полу анкерными болтами.
Рама с направляющими — это сварная металлоконструкция, выполненная из швеллеров № 10 и 12, которая крепится болтами к опорной раме, жестко скрепленной со стеной и полом.
Кабина представляет собой сварную металлоконструкцию с внутренними габаритами 1000×1250 мм. Пол кабины выполнен из рифленого листа толщиной 2,5 мм. Кабина движется по направляющей раме на восьми катках, которые придают ей большую устойчивость, предотвращая боковые смещения. Боковые стенки кабины обшиты металлическим листом толщиной 1 мм. Кабина снабжена дверями-ограждениями, которые движутся по дугообразным направляющим, с фиксаторами, удерживающими двери в нижнем и верхнем положении.
Двери шахты двухстворчатые, распашные. Их внутренние габариты 1200×1800 мм. Конструктивно они выполнены аналогично дверям грузовых выжимных лифтов и имеют такие же блокировки (механические и электрические). Электрическая блокировка дверей связана с электроприводом — подъемник работает только при закрытых дверях. При отсутствии платформы на этаже двери шахты не открываются.
Подъемник телескопический наклонный 2ПТН устанавливается в пристройках предприятий торговли. Преимущество конструкции телескопического подъемника перед конструкцией наклонного в том, что не требуется устройства рамп. Это позволяет производить погрузочно-разгрузочные работы с любого автотранспорта независимо от высоты кузова машины. Высота подъема кабины от уровня земли — 1400 мм, причем в первую очередь обеспечивается подъем кабины, а затем выдвижение рамы с кабиной. Кабина подъемника подается за пределы пристройки.
Техническая характеристика подъемников приведена в табл. .
В отличие от наклонного, телескопический подъемник имеет выдвижную раму и работает в полуавтоматическом режиме. К кузову автомашины кабина подается также полуавтоматически, а спуск кабины с грузом осуществляется автоматически. В остальном конструкция телескопического подъемника (блокировки дверей, привода, ослабле-
Схема установки наклонного на две остановки и телескопического подъемников:
1 — наклонный телескопический подъемник; 2 — наклонный подъемник;
3, 4 — контейнеры на колесах
Схема установки наклонного на две остановки и телескопического подъемников:
1 — наклонный телескопический подъемник; 2 — наклонный подъемник;
3, 4 — контейнеры на колесах
ния троса, перегрузки и т. д.) аналогична конструкции наклонного подъемника.
Автомобильные краны — это грузоподъемные машины с поворотной платформой, установленной на шасси стандартного грузового автомобиля или на специальном шасси.
Автомобильные краны выпускаются с механическим, электрическим и гидравлическим приводом. На поворотной раме крана установлена лебедка подъема и стрела с крюком или грейдером. Для повышения устойчивости при работе с тяжеловесными грузами краны имеют выносные опоры, установленные на раме неповоротной части. Привод механизмов крана осуществляется как от двигателя автомобиля, так и от отдельного двигателя, установленного на поворотной платформе.
Автокраны предназначены для погрузочно-разгрузочных работ со штучными, пакетированными и сыпучими грузами, а также с контейнерами. Они с успехом могут применяться на открытых складах и площадках, станциях железных дорог и в портах. Автокраны могут выполнять погрузочно-разгрузочные работы на всей территории склада и за ее пределами, не требуют железнодорожных или специальных подкрановых путей. Имея большую скорость передвижения, они обладают высокой маневренностью.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает автомобильные краны грузоподъемностью от 3 до 45 т. Наиболее распространенными автомобильными кранами, применяемыми на складах, являются автокраны АК-5, К-64 и АК-4056 .
Технические характеристики подъемников
Параметр | Подъемник типа | ||
ПН-2 | ПН-3 | 2ПТН | |
Грузоподъемность, кг | 500 | 500 | 500 |
Скорость подъема, м/мин | 13,5 | 13,5 | 13,5 |
Угол наклона направляющих | |||
к горизонтали, град. | 75 | 75 | 50 |
Высота подъема, мм (max) | 3300 | 4500 | 2500 — 3500 |
без учета выдвижения рамы с | |||
кабиной до высоты 1400 мм | |||
Количество остановок | 2 | 3 | 2 и полуавтоматическое выд |
вижение до высоты 1400 мм | |||
Размеры кабины внутренние, мм | |||
глубина | 1250 | 1250 | 1300 |
ширина | 1000 | 1000 | 1200 |
высота | 1710 | 1710 | 1710 |
Размеры шахты внутренние, мм | |||
глубина | 1400 | 1400 | (в пристройке |
ширина | 2700 | 3000 | 5000 х 1400) |
Установочная мощность, кВт | 5,5 | 5,5 | 3,0 |
Управление | Кнопочное на | На подъем в полуавтомати | |
ружное с нижней | ческом режиме, опускание | ||
остановки с сиг | автоматическое | ||
нальным вызо | |||
вом с других ос | |||
тановок |
Подъемные столы предназначены для погрузки и разгрузки тарно-штучных грузов, поддонов с грузами и тары-оборудования в торговых организациях и на складах, не имеющих грузовых рамп.
Подъемный стол состоит из корпуса 1, грузовой платформы с ограждением 4 и подъемного механизма. Подъемный механизм состоит из гидронасоса 2, приводимого в действие электроприводом, силового гидроцилиндра 6, системы рычагов 5 и электроприборов — кнопочного поста, конечного выключателя и др. Кнопочный пост, служащий для управления столом, можно подвесить в любом удобном для работы месте. Конечный выключатель ограничивает ход платформы.
Подъемный стол устанавливают стационарно в приямке. В нерабочем положении его грузовая платформа находится на одном уров-
Технические характеристики автокранов АК-4056 и АК-5
Показатели | АК-4056 | АК-5 |
Максимальная грузоподъемность, т | 6,3 (при выносных опорах) и 2,6 (без выносных опор) | 5 |
Длина стрелы, м | 8,2 | 6,2 |
Максимальная высота подъема груза, м | 7,7 | 7,2 |
Максимальная скорость подъема груза, м/мин | 12 | 14 |
Скорость передвижения без груза, км/ч | 45 | 45 |
Стол подъемный ПС-630: 1 — корпус (рама); 2 — гидравлический насос; 3 — ограждение; 4 — грузовая платформа; 5 — рычаги; 6 — силовой гидроцилиндр
в
Стол подъемный ПС-630: 1 — корпус (рама); 2 — гидравлический насос; 3 — ограждение; 4 — грузовая платформа; 5 — рычаги; 6 — силовой гидроцилиндр
не с поверхностью земли. Перед подходом автомашины с грузом подъемный стол включается. При этом гидронасос создает давление в силовом гидроцилиндре, который через систему рычагов поднимает платформу до уровня кузова автомашины. После загрузки платформу опускают, и грузы доставляют в магазин.
Наиболее широкое применение на предприятиях торговли получили подъемные столы ПС-500 и ПС-630. Подъемный стол ПС-630 рассчитан на подъем грузов массой до 630 кг на высоту до 1,45 м, ПС-500 — до 500 кг и 1,3 м.
Уравнительные гравитационные площадки применяют для погрузки и разгрузки автомашин. Уравнительная площадка образует рабочий настил между рамой складского помещения и кузовом автомашины.
В основном на предприятиях торговли используют площадку типа УГП-1150. Она состоит из корпуса и грузовой платформы, которая с помощью рычагов и тяг связана с противовесами. Перед подходом автомашины грузовую платформу поднимают в крайнее верхнее положение с помощью педали. При этом платформа надежно запирается фиксатором. После подачи автомашины к уравнительной площадке нажимают на педаль. Грузовая платформа плавно опускается на пол кузова автомашины. Обслуживает уравнительную площадку один человек. Габаритные размеры площадки — 2470×1640 мм. Грузоподъемность уравнительной площадки — 3000 кг, высота платформы от основания фундамента — 1150 мм.
Тельферы
Принято считать, что тельфер является разновидностью тали. Во многом это утверждение оправдано, поскольку конструкции двух механизмов схожи. Но в случае с тельферами больший упор делается на реализацию электропривода. В какой-то степени это та же электрическая таль, но с повышенными грузоподъемными характеристиками. Тельферы могут быть стационарными и передвижными, одно- и многоскоростными. Как и в случае с лебедками, большое значение имеет и материал изготовления троса. Для этой части используют цепи и канаты. Цепь выгодна тем, что может выдерживать большие грузы, поэтому такой вариант чаще применяют для работы с многотонными материалами. Но если акцент делается не на мощностных возможностях, а на стабильности и надежности при перемещении, то стоит отдавать предпочтение канатным моделям. Дело в том, что тельфер цепной не способен обеспечить высокую плавность хода, из-за чего при быстром подъеме могут иметь место колебания.
Также следует учитывать и дополнительные защитные качества материала изготовления конструкции. Производители выпускают специальные версии для работы на пожаро- и взрывоопасных объектах. Для использования в таких условиях тот же трос проходит специальную закалку, которая позволит противостоять агрессивным средам. Обычные тельферы могут быть чувствительны и к нормальным температурным пределам – как правило, допустимый диапазон предполагает ограничения по отрицательным значениям – до минус 20-40 °С.
Блоки и полиспасты
Данные механизмы обычно вводятся в состав более сложных систем, наподобие тех же талей и тельферов, но могут выступать и в качестве самостоятельных грузоподъемных агрегатов. Основу таких деталей составляет колесо со шкивом и трос. Блок представляет собой устройство, в котором используется один трос или веревка с подвесной системой, а полиспаст – это комбинация нескольких тросов и шкивов. К слову, от количества используемых линий подъема зависит и выигрыш в силе, и потенциал грузоподъемности. Хотя оба приспособления изначально рассчитываются на работу с небольшими грузами. Что касается принципа действия, то полиспаст работает как рычажный механизм. Минимизация усилия будет пропорциональна расстоянию при условии, что изначально совершаются равнозначные работы. Заслуживает внимания и материал применяемого троса. Для таких приспособлений не используют цепи, что и отличает их от большинства талей. Чаще всего устройство грузоподъемного механизма такого типа предусматривает работу с пеньковыми или синтетическими канатами. Реже используются стальные тросы, но для частных хозяйств, к примеру, наличие металла излишне. Минеральные и синтетические волокна при выполнении небольших грузоподъемных операций оказываются более практичными и безопасными.
Выигрыш при подъеме равен проигрышу
Первый помощник на стройке — блок, колесо с пущенным по канавке или желобу обода канатом. Приспособление позволяет поднимать и опускать груз с меньшими усилиями. Закрепил повыше ось блока, и тяни канат, поднимай на площадку кирпичи, раствор и прочее, действуя мышцами и налегая всем своим весом.
Однако таким образом 100 кг уже тяжеловато подтянуть. Тут на помощь и приходит полиспаст — устройство, состоящее из несколько блоков.
Полиспаст
дает выигрыш в силе за счет проигрыша в расстоянии. То есть, когда тяжелый груз требуется поднять на веревке на уровень второго этажа посредством полиспаста, сил будет затрачено столько же, сколько при подъеме половины этого груза, но на уровень третьего этажа. Когда речь идет о больших тяжестях, порядка центнера и выше, полиспаст, он же силовой блок, становится незаменим.
Правила эксплуатации механизмов
К работам допускается только оборудование, которое имеет зарегистрированный допуск. Соответствующий документ на механизм выдается по результатам испытаний и технической проверки. Также и операторы к производству работ допускаются только при условии наличия специальной подготовки. Это касается профессиональных сфер эксплуатации грузоподъемных систем. При наличии необходимых допусков можно приступать к выполнению непосредственных работ. В первую очередь должна быть выполнена надежная фиксация механизма независимо от его типа – стационарного или подвижного. В случае использования устройства, не предусматривающего постоянного крепежа, планируются меры по контролю его положения в ходе работы. До начала подъема все задействованные операторы, грузчики и стропальщики должны оговорить сигнальные жесты, которые позволят организованно и слаженно выполнить задачу.
Также эксплуатация грузоподъемных механизмов в некоторых случаях требует использования дополнительных средств изоляции и защиты самого груза. Например, если речь идет о перемещении опасных химических или взрывоопасных веществ. Управление механизмом реализуется в неспешном режиме. Оператор должен обеспечивать плавность и стабильность хода, учитывая факторы внешнего влияния на процесс. Если работы ведутся с применением автоматизированных устройств, то изначально задается оптимальная программа подъема с учетом характера груза и общего темпа работ.
Грузоподъемные механизмы: виды, конструкции, правила эксплуатации
Выполнение разных работ, связанных с перемещением тяжелых и крупногабаритных объектов, невозможно без специального грузоподъемного оборудования. О том, каким же оно бывает, а также как правильно происходит эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов, мы и поговорим сейчас.
Правила работы с грузоподъемными механизмами
Для безопасной работы с таким оборудованием необходимо придерживаться ряда правил:
- до начала работ важно тщательно осмотреть грузы и проверить состояние грузоподъемного механизма;
- важно, чтобы место работ было хорошо освещено;
- запрещено поднимать зацепившиеся или примерзшие грузы;
- необходимо закрывать пусковые устройства защитным кожухом с замком;
- нельзя оставлять груз в поднятом положении на время обеденного перерыва или между сменами;
- в нерабочее время устройства должны находиться в таком положении, чтобы посторонние лица не могли привести их в действие;
- при работе с трубами большого диаметра важно проверить, нет ли внутри посторонних объектов;
- до опускания груза необходимо освободить место от посторонних предметов. Запрещено опускать грузы на трубы, кабеля, временные перекрытия.
Важно помнить: Работа с большими грузами может нанести вред не только имуществу, но также жизни и здоровью вас и других лиц. Таким образом, пренебрежение правилами эксплуатации грузоподъемных механизмов. До начала любых погрузочно-разгрузочных работ обязательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.
Также стоит понимать, что установка грузоподъемных механизмов также должна быть выполнена в согласии с рядом технических правил. С каждым устройством в комплекте идет подробная инструкция, где четко описано, каким образом должен происходить монтаж. При необходимости, проконсультируйтесь со специалистами. Это не только сэкономит вам время, но и поможет избежать несчастных случаев во время работы.
Особенности сопроводительной документации
Работы с тяжелыми и габаритными объектами могут представлять опасность для людей. Важно, чтобы грузоподъемные механизмы соответствовали ГОСТ стандартам, ТР ТС и другим стандартам. Данные документы можно получить только в результате лабораторных испытаний. В результате, они подтверждают надежность и долговечность конструкции. Кроме того, для операторов такого оборудования также необходимы допуски, что подтверждают их профпригодность. Это касается ряда профессиональных сфер эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Испытания грузоподъемных механизмов
Для того чтобы быть уверенным в нормальной работе устройства, периодически необходимо проводить проверку грузоподъемных механизмов. Выделяют следующие виды испытаний:
- статическое. В таком случае проверяется прочность и устойчивость механизмов. Груз, весом на 25% больше, чем грузоподъемность устройства, поднимают на высоту в 20–30 см, после чего фиксируют на 10 мин. Испытание успешно выдержано, если груз не опустится на землю до истечения срока, а также не будет выявлено различных трещин и деформаций;
- динамическое. Его цель в том, чтобы проверить тормозные механизмы. Груз превышает максимальную грузоподъемность на 10%, происходит несколько подъемов (3 и более) и опусканий объекта.
Стоит помнить: Требования эксплуатации к грузоподъемным механизмам предполагают проведение таких испытаний не реже, чем 1 раз в год. В случае с редко используемым оборудованием такой срок составляет 5 лет. Также испытание нужно проводить после замены одного из элементов механизма
Сфера применения грузоподъемных механизмов
Такое оборудование можно использовать в любых сферах. Чаще всего, его применяют:
- на промышленных объектах;
- в процессе выполнения складских работ;
- во время строительства.
При этом пригодиться они могут и в быту. Например, недорогие ручные рычажные тали BL незаменимы при выполнении различных работ во дворе. Кроме того для каждого владельца автомобиля необходимо иметь специальную лебедку, которая поможет освободить транспортное средство из труднопроходимого места (найти подходящее устройство можно на сайте).
Виды грузоподъемных механизмов
Под данную категорию подпадает достаточно большое количество различных механизмов, предназначенных для того, чтобы подвешивать, фиксировать и перемещать тяжести. Классификация грузоподъемных механизмов выглядит следующим образом:
- по конструктивным особенностям. Среди самых простых механизмов стоит выделить блоки, домкраты, тали, полиспасты, лебедки. В них отличается сам принцип работы механизма;
- предельным весом. Такие устройства могут быть предназначены для грузов весом от 2–3 сотен килограмм, до нескольких десятков тонн. Например, электрическая лебедка JM-5000 подойдет для работы с объектами весом вплоть до 5 т;
- габаритами. Малые грузоподъемные механизмы занимают немного места. Они могут быть как ручными (например, ручная барабанная лебедка FD 1Т-10 М весит всего 5 кг, а предназначена для работы с грузами до 1 т), так и электрическими. Крупногабаритное оборудование предназначено для более интенсивной работы. Как правило, его необходимо прочно зафиксировать. Чем лучше будет установлен объект, тем более безопасной будут работы
Устройство грузоподъемного механизма
Большинство грузоподъемных механизмов состоят из следующих элементов:
- крепежный элемент. С его помощью трос крепят к грузу. Может иметь форму крюка, кольца, коуша и т. д. Выбор зависит, прежде всего, от особенностей самого груза. Как правило, крепежный элемент можно заменить для удобства работы;
- механизм подъема. Он может быть электрическим (двигатель) или механическим. Мощность данного элемента влияет на то, каким будет предельный вес груза;
- тормозная система. Эта часть грузоподъемного механизма необходима для того, чтобы надежно зафиксировать груз на определенной высоте;
- трос, цепи и т. д. Самый простой, но, при этом, важный элемент. От его прочности и надежности во многом зависит безопасность проведения грузоподъемных работ.
Ремонт и обслуживание грузоподъемных механизмов
Грузоподъемное оборудование достаточно дорогое, но, в то же время, регулярное обслуживание грузоподъемных механизмов позволит значительно продлить срок службы конкретного устройства. Техническое и сервисное обслуживание включает в себя комплекс действий, направленных на обеспечение показателей качества оборудования, указанных в технической документации. В ходе таких работ происходит осмотр всех узлов механизма, замена поврежденных элементов и проведение необходимых испытаний. Такие работы очень важны, так что лучше заказать обслуживание в профессиональной фирме. Так вы сможете быть уверены как в качестве самих работ, так и в надежности комплектующих.
Техника безопасности
Требования правил безопасности указывают на необходимость применения средств индивидуальной защиты. Оператор, обслуживающий ручной механизм, должен иметь перчатки, монтажную каску и при необходимости маску. Отдельное внимание еще при подготовке к работам уделяется вспомогательным техническим средствам, которые обеспечивают безопасность. В инфраструктуре монорельсов, тельферов и других блочных систем предусматриваются тормоза и стопперы с ограничителями. В случае потери контроля над грузом или самим механизмом они автоматически останавливают работу и фиксируют груз в текущем положении. Также безопасность грузоподъемных механизмов и обслуживающего персонала обеспечивается правилами размещения оборудования с точки зрения удаленности от участков, представляющих потенциальную угрозу. Производить работы не рекомендуется рядом с электротехнической аппаратурой, открытыми инженерными трассами, опасными веществами и стройматериалами.
Кинематическая схема механизма передвижения мостового крана
Рис. 2. Схема трансмиссии крана с индивидуальным приводом
Механизм движения крана может быть центральным или индивидуальным. В свою очередь центральное перемещение подразделяется на два вида: с быстроходным и тихоходным трансмиссионным валом.
Рис. 3. Кинематическая схема передвижения мостового крана с тихоходной трансмиссией
Привод крана с тихоходной трансмиссией устанавливается в середине моста и включает: двигатель 3, муфты-тормоза 2 и редуктор 1. Выходной вал редуктора связывается с валом трансмиссии 4, изготовлен из сборных секций, которые соединяются муфтами 5, установленными в подшипниках. Также муфты соединяют трансмиссионный вал с приводом ходовых колес 7, используя зубчатую передачу 6. Вал 4 вращается с той же скоростью, что и колеса, передавая максимальный крутящий момент.